Новости проекта
Игры Алдуды
Сетевые игры
Сетевые игры
Форум
Группа ВКонтакте

Выбор настольных игр

Как и с любой отраслью искусства, лишь малое число настольных игр можно назвать настоящим шедевром. Большинство имеющихся на продаже игрушек относится лишь к категории "просто убить время".

Как же выбрать классную игру? Увы, красивая большая коробка, интересная тема и высокая цена ещё не гарантируют, что игра хороша. Также как крутая реклама кино-блокбастера отнюдь не означает, что фильм получится интересным. Гораздо больше о качестве фильма даст его средняя оценка на порталах вроде imdb или kinopoisk (разумеется, с учетом субъективности). Для настольных игр также есть свой базовый портал – board game geek (https://boardgamegeek.com/), знакомый любому фанату настолок.

В первую очередь посетители обращают внимание на положение игры в рейтинге BGG. Однако рейтинг там складывается из оценки и степени известности игры, поэтому для недавно вышедших игр лучше смотреть только на оценку (новые игры вначале находятся на тысячных позициях, но через несколько месяцев могут забраться в TOP-50). Оцениваются они по 10-бальной шкале, игры с оценкой от 7.5 и выше можно считать хорошим приобретением. Разумеется, все это субъективно, каждому игроку нравятся свои игровые механики, но вероятность того что на вас произведет впечатление игра в 8 баллов гораздо выше, чем то что это сделает 6-бальная.

Другой важный параметр – количество игроков. Да, это значение обычно указывается на коробке каждой игры, но означает лишь возможное число участников. На самом деле некоторые игры одинаково играются любым составом, другие лучше подходят лишь под определённое число игроков. На странице игры в BGG можно узнать насколько игра подходит для каждого количества участников. Если игру на двоих «not recommended» 50% проголосовавших, а играть вы собираетесь часто вдвоем, то думаю стоит купить что-то другое.

Там же на странице игры стоит обратить внимание еще на два параметра: время партии (playing time) и сложность правил (weight) игры. Только с опытом я понял, что несмотря на всю их привлекательность играть в игры с временем партии более 2 - 3 часов получается крайне редко. Сложность правил (weight) в BGG определяется по 5-бальной шкале. Игры с параметром более 3.5 вряд ли подходят для игры с гостями, так как предстоит долго объяснять правила, и не все смогут в них разбираться. Но постоянной компанией в такие игры играть интересно. Не следует путать сложность правил и сложность самой игры: скажем, в шахматах правила простые, а игра сложная.

В заключении дам несколько ссылок:
https://boardgamegeek.com/browse/boardgame – основной сайт в Интернет про настолки. Сайт на английском, но даже не владеющим им он пригодиться для оценки игры.
https://tesera.ru/ - главный сайт по настольным играм на русском языке. Здесь есть всё: новости о выходе новых игр, обзоры, обсуждения игр в комментариях, прикрепленные правила игр и дополнений.
https://www.youtube.com/beznal72 – видеоканал, где любители из Минска Сергей и Наталья знакомят с правилами настольных игр, в основном евро-геймов. Здесь мало шуток и нет спец. эффектов, зато правила игр разбираются спокойно, подробно и досконально.

О том, какие же игры лично я считаю лучшими можно прочитать в этой статье. А здесь можно скачать мои дополнения к популярным играм, сделав их еще более интересными.
 

Жанры настольных игр
 

ЕВРОГЕЙМЫ – наиболее распространенный класс настолок. Компьютерным аналогом являются экономические стратегии. Игрок выступает в роли главы государства (поселения, графства, космической империи) или директора предприятия (фермы, фабрики, корпорации). Побеждает набравший наибольшее число победных очков, которые обычно подсчитываются в конце партии и выдаются за всевозможные достижения (накопленные ресурсы и монеты, выполненные задания, построенные сооружения и т.д.). В еврогеймах побеждает игрок, выбравший лучшую стратегию, а фактор случайности отсутствует или небольшой (например, часто в евро-геймах с кубиками значение кубиков можно изменить, либо они не имеют критического значения).
Прямого конфликта между игроками нет, зато есть косвенное: можно увести хорошую карту из-под носа зазевавшегося соперника или заблокировать ему действие. В целом же каждый игрок большую часть времени «копается» на собственном планшете. Отсюда вытекают три больших плюса евроигр: хорошая масштабируемость под разное число игроков, отсутствие ссор между участниками и возможность бороться за победу до самого конца партии.
Минусом является необходимость подстраивать свою стратегию под условия получения победных очков. Обидно играть 2 часа и проиграть со счетом 223:222 из-за того, что за дерево дают на 1 очко меньше, чем за камень. А потом терзаться мыслью: вдруг ты где-то что-то себе забыл прибавить. Минусом является и слабое взаимодействие игроков, тогда как в настолках хочется большего общения.

АМЕРИТРЕШ – шутливый термин, означающий полную противоположность еврогеймам. Так амери характеризуется агрессивным взаимодействием между игроками и большой ролью фактора удачи. В отличие от обычно лаконичных по дизайну евро-игр, америтрешы обладают ярким красочным оформлением.

ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИГРЫ – аналоги компьютерных пошаговых стратегий, только в мини-масштабе. Основным элементом является большое поле с картой местности, поделенной на регионы. Игроки могут строить в регионах здания и войска, двигать армии и участвовать в сражениях. При учете исхода боя сравнивается сила войск, но часто изменить исход боя в свою пользу можно за счет розыгрыша карты с бонусом. Большую роль в таких играх приобретает дипломатия, умение договориться с соперниками о ненападении.
Минусами таких игр является высокая цена (из-за пластиковых миниатюр), необходимость полного числа участников (вдвоем, втроем играть не так интересно), возможность стать жертвой заговора соперников и быстро лишиться шансов на победу.

КООПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ – обычно настольные игры подразумевают соревнования между игроками, но в кооперативных играх участники объединяются с целью «победить игру». Стандартная тема подобных игр – выживание в критических условиях и борьба с монстрами (зомби, призраками, культистами и т.д.). Если игрокам удается выполнить цель миссии, то они все выигрывают, в противном случае все вместе терпят поражение.
Главной проблемой игр этого жанра считается проблема альфа-игрока: наиболее опытный и активный игрок примеряет роль лидера и начинает командовать другим как надо действовать. Это эффективно для победы, но не особо интересно его «подопечным». Плоха и обратная ситуация: отсутствие общения и обсуждения совместной стратегии, что противоречит смыслу кооперативной игры.

ФИЛЛЕРЫ – быстрые настольные игры с простыми правилами и минимумом компонентов, предназначенные для заполнения пауз свободного времени (отсюда и их название). Ну, вроде карточной игры в "дурачка".

ПАТИ-ГЕЙМЫ – игры для вечеринок на общение. Такие игры отличают простые правила, возможность игры большим составом, и еще они хорошо совмещаются с алкоголем). Часто в таких играх необходимо объяснять написанные на карточке слова или подбирать ассоциации к картинкам.

КОЛЛЕКЦИОННЫЕ – игры для любителей коллекционировать. Выпускается в виде многочисленного числа наборов (бустеров) со случайными картами: большинство карт там обычные, но могут встретиться и редкая, уникальная карта. Уникальные карты можно потом продавать на специальных интернет-магазинах за большие деньги, например, карту «Black Lotus» из Magic The Gathering можно продать по стоимости дешевого автомобиля. В отличие от прочих видов коллекционирования купленные карты можно использовать и по прямому назначению: участвовать в настольной игре с такими же фанатами.